24.02.2012 : Чужой карман

Лукавый процент


Как обойти банковские ловушки.
Вокруг банков всё чаще возникают скандалы. Клиенты жалуются на то, что им навязывают ненужный сервис, взимают плату за услуги, в несколько раз превышающую ранее заявленную, а выплаты по кредитам за счёт страховок и начислений становятся неподъёмными.
В какие же ловушки заманивают своих клиентов современные ростовщики и как в них не попасться?


КРЕДИТЫ
Один из дополнительных источников дохода банка от кредитования - это оплата за обслуживание ссудного счёта, который заводится на клиента, оформившего кредит. Как правило, это 4% от суммы кредита. Так что вместо 19% годовых клиенты иной раз оплачивают 23%. И это при том, что обслуживание ссудного счёта является обязанностью любого банка по отношению к Центробанку. Клиент в данном случае ничего не должен. Но всё равно к кредиту в размере 300 тысяч помимо процентов ежегодно приплюсовывается 12 тысяч. Бывает, что клиент заводит кредитку «на всякий случай» и потом за это расплачивается. Например, приходит к вам на работу милая девушка и предлагает оформить кредитную карту, сказав, что это ни к чему не обязывает. Эту карту вы кладёте дома на полочку - вдруг пригодится. Ничего с неё не снимаете. А через год случайно узнаёте, что с этой карты уходит тысяча-другая рублей, которые потом придётся отдавать.

Комментарий юриста:
- Любой кредитный договор прежде, чем его подписывать (это аксиома), надо внимательно прочитать, обращая внимание на текст, написанный более мелким шрифтом. Затребуйте у банка график погашения платежей до подписания договора. Также в графике платежей попросите указать сумму конечной переплаты по договору. Согласно законодательству, банк не имеет права отказать в этом требовании.
Ни в коем случае не советуем активировать кредитные карты по телефону. Может получиться так, что вы активируете намного больший пакет услуг, чем вам необходимо, и понесёте ненужные затраты. После погашения кредита по карте и при нежелании пользоваться в дальнейшем услугами банка по данной карте следует лично обратиться в банк с целью расторжения договора. Имеют место случаи, когда клиент банка, погасив кредит, «кладёт карту на дальнюю полку» и благополучно забывает о её существовании. А банк уводил счёт клиента в минус, списывая деньги за обслуживание карты.

ОВЕРДРАФТ
Ещё одна медвежья услуга банка, опустошающая счета граждан, носит красивое название «овердрафт». По сути это перерасход денежных средств, находящихся в распоряжении клиента. И банк, пока клиент не успел пополнить свой баланс, щедро добавляет недостающую сумму на карту. А теперь самое интересное: процент за овердрафт во многих банках составляет примерно 18% годовых в рублях и 16% в долларах и евро. Когда лимит расходов превышается, то процентная ставка подскакивает до 36% и 33% годовых соответственно. И эти проценты действуют не только по отношению к сумме, израсходованной сверх лимита по овердрафту, но и при несвоевременном погашении овердрафта (например, задержали зарплату).

Комментарий юриста:
- Тут, к сожалению, приходится принимать условия договора как есть, ибо тот период, на протяжении которого действуют сниженные ставки, по условиям договора является льготным периодом. А, по сути, мы подписываем договор с процентной ставкой 30-36% (в зависимости от банка), льготный период - это лишь временный «бонус» от банка, который не избавляет потребителей от жёстких рамок по обязательствам. К примеру, очень часто клиент гасит кредит на протяжении достаточно долгого времени без видимых нарушений и в установленные сроки, а потом выясняется, что у него после последнего платежа имеется задолженность перед банком за просрочку. Почему? Оказывается, мелким шрифтом в самом неприметном месте нам описывают сроки зачисления платежей. И, к примеру, платёж после 19:00 проводится в банке следующим числом. А это уже просрочка. Но, уверяю вас, вам об этом никто не скажет... Далее, при погашении фиксированной суммы ежемесячного платежа получается, что вы в первую очередь гасите штраф, а уж потом сумму по основному долгу. И опять вы не полностью внесёте обязательный платеж, и снова штрафные санкции.

СТРАХОВКА
Сравнительно новым способом выколачивания денег с клиентов стало практически принудительное страхование заёмщиков во время оформления кредита. Как свидетельствуют клиенты крупных банков, сотрудники отдела кредитования заявляют, что кредиты выдаются только на условиях добровольного страхования жизни и здоровья, размер которого составит 10% от суммы кредита. «Без страховки нам кредит никто не предоставлял. А когда мы всё-таки согласились, в сумму кредита банк включил стоимость страховки, и проценты начисляют не на «наши» 150000, а уже на 165000! При этом даже если со мной ничего и не случится за тот срок, на который я взяла кредит, даже если я и выплачу всё без задержек, то сумма страховки не возвращается. Очень хочется узнать почему?» - возмущается жительница Самарской области Наталья М.

Комментарий юриста:
- Без страховки кредит действительно получить сложно. Но ни один банк не вправе навязывать страховую компанию, - отмечает Сергей Данилов. - Клиент имеет право застраховаться самостоятельно и на своё усмотрение. При этом экономия составит как минимум 10-15%, так как в большинстве случаев страховые компании, навязываемые банком, продают страховой полис по завышенной цене.

ЧЁРНЫЙ СПИСОК
Редкий банк не воспользуется юридической незащищенностью и неосведомленностью граждан, чтобы не увеличить свою прибыль. Некоторые из них не просто этим пользуются, а злоупотребляют. «По количеству подобных жалоб традиционно лидируют «Русский стандарт», Альфа-банк и Сбербанк. Мы их называем горячей тройкой, - отмечает председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. - К сожалению, большинство из нас не обладают финансовым или юридическим образованием. А только специалисты в приписках к договорам, которые размещаются мелким шрифтом в конце страниц, могут распознать информацию о дополнительных поборах. Люди подписывают такие бумаги, а потом удивляются, почему реальная ставка по кредитам выше указанной вполовину или плата за перевод увеличилась в несколько раз. В суде же доказать злой умысел банка практически нереально: клиент сам подписал договор, сам согласился с условиями банка - пусть пеняет на себя.
Кроме того, система организована так, что судебные иски рассматриваются не по фактическому месту нахождения банка, а по месту его официальной регистрации. Поэтому очень часто люди вынуждены ехать в другие города или даже регионы, где находится головное отделение банка, искать там адвокатов, отслеживать процесс. Это немалые деньги и время. Кроме того, в соответствии с такой регистрацией банк закреплён за определённым судом. Как вы думаете, какие отношения будут у банка и суда, если юристы банка постоянно общаются с судьями, поддерживают тёплые отношения? Понятно, кому легче будет отстоять свои интересы - дружественному банку или никому не известному клиенту».

Комментарий юриста:
- Настоятельно рекомендовал бы обращаться к юристу за консультацией не после заключения договора, а до того! - предупреждает Сергей Данилов. - Особенно это касается ипотечных договоров, договоров по автокредиту. Юрист объяснит все за и против того или иного договора и документов в приложении к договорам. Тем более что сейчас многие юридические компании проводят либо бесплатные юридические консультации, либо стоимость их невысока и доступна многим. Уверенность в защите своих прав всегда себя окупает.
Источник/Автор: Екатерина ЛЮЛЬЧКАК
Просмотров: 1059


Уважаемые читатели!

Перед Вами сайт одного из самых популярных еженедельников юга Кузбасса.
«Кругозор в Кузбассе» - независимое общественно-политическое издание, с дипломом Всероссийского конкурса союза журналистов.
Газета выходит в свет свыше 20 лет и хорошо зарекомендовала себя у большого круга читателей, являясь сегодня...»»»
 
Рубрики
Прямая речь
Скандал в благородном семействе
Публикации
Как вас обслуживают
Отовсюду обо всём
Час пик
Особый случай
Чужой карман
Загадки истории
Факты, гипотезы, сенсации
Осторожно: лохотрон!
По ту сторону
Вопрос-ответ
Актуальное интервью
Взгляд за и против
Продолжение темы
Не хлебом единым
Особое мнение
Курьёзно о серьёзном
Читатель "Кругозора"
Два письма на одну тему
Читатель ставит проблему
Сердитое письмо
Житейские истории
Страна советов
Очевидное - невероятное
Факт и комментарий
Анатомия конфликта
Наука выживания
Точка зрения
Тема из конверта
Палата №6
Закон есть закон
Рецепты из конверта
В кабинетах власти
Эхо трагедии
Адреса коррупции
Среда обитания
Суд да дело
Криминал
Происшествие
Проверка слуха
Хроника Кузбасса
Экономика капитализма
Актуально!
Их нравы
В тисках кризиса
Совершенно конкретно

города Новокузнецк, Кемерово ООО «Кругозор плюс » © 1989-2018