01.12.2014 : Прямая речь

Разгром по «дорожной карте»


Дебилизация страны уже идёт полным темпом
До 2018 года в России сократят каждого 15-го школьного учителя, каждого третьего преподавателя колледжа и почти 40% профессуры. Учащихся тоже станет существенно меньше. Таков официальный утверждённый правительством план.
Видать, не просто так Дмитрий Медведев подписал этот документ 30 декабря, когда половина газет в отпуске, а мысли людей заняты подарками и салатом оливье. А то не миновать бы ему большого скандала. За красивым заглавием «Дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»» кроется обычное для наших чиновников понимание эффективности: платить поменьше, а работы взвалить побольше. Всем работникам образования предстоят серьёзные сокращения и одновременно рост преподавательской нагрузки. Всем, кроме воспитателей детских садиков, которых даже станет немного больше. Правда, нагрузка вырастёт и у них.

ИДЕОЛОГИЯ

Добиться комментариев по поводу Дорожной карты от Минобрнауки нам не удалось. Зато причастная к работе над ней Ирина Абанкина, директор Института развития образования ГУ ВШЭ, согласилась объяснить, чем этот документ так хорош, по мнению разработчиков.
- Страна платит низкую зарплату большому числу специалистов, и это не даёт приемлемого качества образования, - считает Ирина Всеволодовна. - Наша задача – сделать соотношение учителей и учащихся более оптимальным, приблизить хотя бы к европейскому уровню. При этом зарплаты педагогов вырастут. На это Министерству труда до 2018 года выделено 100 млрд. рублей.
Казалось бы, 100 млрд. - щедрое предложение. Но если учесть, что в стране более 2 млн. работников образования, то на каждого придется примерно 8 тысяч в год. Негусто. Так что основной ресурс для повышения зарплат - это все-таки увольнения.
Среднюю зарплату педагогов планируется довести до 100% от средней зарплаты по экономике региона. Вузовских - до 200% от средней зарплаты. При этом от обычных, автоматически продляемых трудовых договоров решено отказаться. Их должны заменить срочные контракты.
- Надо переходить на ответственный финансовый менеджмент: деньги в обмен на эффективность, - убеждена Ирина Абанкина. - Контракт должен заключаться на конкретный срок: 1,3 или 5 лет. Повторное заключение - в зависимости от результатов работы.
Правда, каких-то внятных критериев педагогической результативности наши чиновники пока не утвердили.

ШКОЛА
Сколько точно учителей предстоит уволить, в Дорожной карте не написали, но подсчитать несложно. В 2018 году школьных педагогов будет на 7% меньше, чем сейчас. При этом доля молодых преподавателей (до 30 лет) должна вырасти в полтора раза. Так что увольнять будут прежде всего тех, кто постарше.
- Школа сейчас превратилась в собес, - убеждена Ирина Абанкина. - Многие пожилые учителя работают только потому, что не хотят жить на мизерную пенсию. А это перекрывает дорогу молодым. К сожалению, принцип реформы пенсионной системы не увязан с переходом на эффективный контракт. Проще говоря, «неэффективным» старикам от образования придётся освободить дорогу молодежи и потуже затянуть пояса, поскольку пенсия как была нищенской, так и останется. Впрочем, даже после этого российские школы вряд ли будут способны переварить 120 тысяч молодых людей с учительскими дипломами, ежегодно выпускаемых нашими вузами.
Проблема ещё и в том, что большая часть открытых сейчас вакансий вообще не предполагает полной ставки. Например, учитель географии имеет в лучшем случае 5 часов в неделю. В большом городе можно выкрутиться, работая в нескольких местах. А как быть, если других школ поблизости нет? Можно, конечно, сделать классы поменьше, от этого и образование будет лучше. Но так дорого, поэтому у инициаторов реформы другой ответ. - Это проблемы учителя, - уверяет Ирина Абанкина. Пусть он получает вторую преподавательскую специальность. Для Германии, например, нормальная ситуация, когда учитель немецкого преподаёт физкультуру и тренирует школьную сборную по футболу.
- У них в принципе система другая, немецкие учителя с самого начала учатся по двум специальностям, - парирует Елена Волкова, председатель московской первичной региональной организации профсоюза «Учитель», а по совместительству - учитель русского языка и литературы в подмосковном Протвине. - Но в таком подходе есть нечто ущербное, ведь нельзя быть одновременно очень хорошим математиком и очень хорошим историком.
Зато, конечно, этакий и швец, и жнец, и на дуде игрец очень хорош с точки зрения эффективности образования, как её понимают инициаторы реформы.

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
Пожалуй, больше всего удивляют сокращения в профессиональном образовании. Как-никак к укрупнению сельских школ мы уже привыкли и к борьбе с «неэффективными вузами» тоже. А вот воспитание рабочих кадров, престиж рабочих профессий и необходимость новой индустриализации - темы, о которых наши первые лица очень любят поговорить.
И вот те на, согласно Дорожной карте, учащихся ССУЗОВ к 2018 году должно стать на 31% меньше, чем сейчас. При этом предполагается уволить 35% педагогов и мастеров производственного обучения.

ВЫСШЕЕ
Впрочем, сокращение ССУЗОВ слегка компенсирует то, что через шесть лет 30% студентов вузов будут учиться по программам так называемого прикладного бакалавриата. А это фактически то же самое профессиональное образование.
Зато если сопоставить эти данные с запланированным общим сокращением учащихся вузов, то окажется, что студентов в нынешнем смысле этого слова останется всего 3,6 млн. против 6,5 млн. сейчас. Вместе с «практическими бакалаврами» - 5,1 млн. Удар реформы по высшему образованию самый тяжёлый. Под сокращение попадают 38% профессуры - это 260 тысяч человек. Оставшимся придётся изрядно попотеть: если сейчас на каждого преподавателя приходится 9,4 студента, то должно стать 12.
- Нагрузка при этом не увеличится, - уверяет Ирина Абанкина. - Надо использовать современные информационно-коммуникационные технологии, тренажеры, стимуляторы. Хватит проталкивать этот устаревший и ненужный рынку лекционно-семинарский подход. Главная задача преподавателя - стимулировать студентов к самостоятельной аналитической работе.
Дельный совет, но преподаватели не очень понимают, как им воспользоваться.
- Какие в моей области могут быть новые технологии? - недоумевает Михаил Лобанов, преподающий дискретную математику. - Студенты должны учиться решать задачи и обсуждать их решение. Для этого нужны мел и доска. И больше ничего. При этом увеличивать группы никак нельзя - это скажется на уровне обсуждения.
Впрочем, математика - сфера особая. А как обстоят дела с другими науками?
- Я сам общаюсь со студентами через сайт, они у меня работают с имитационными моделями, современные технологии - это прекрасно, но только как дополнение, а не вместо обычных лекций и семинаров, - считает старший научный сотрудник лаборатории экологии и охраны природы биофака. МГУ Владимир Фридман - «Устаревшая лекционно-семинарская модель» - просто демагогия, обычная для адептов образовательной реформы.
Возьмём те же лекции. Да, их можно записать на видео и сэкономить время преподавателя. Но наука не стоит на месте, поэтому хороший лектор каждый год дополняет их чем-то новым. Не говоря уже о более плотном взаимодействии с аудиторией.
- Читая вживую, я вижу, кто меня слушает, а кто нет, - объясняет Владимир Фридман. - Я могу подстроиться, чтобы заинтересовать способных в принципе студентов, которые пока просто чего-то не понимают, а таких в аудитории 9 из 10. Если лекция в записи, я этого сделать не смогу.
В общем, чудес не бывает. Придётся либо преподавателей не сокращать, либо нагрузку увеличить, либо пожертвовать качеством.
Нельзя сказать, чтобы авторы реформ не ставили перед собой амбициозных задач. Например, к 2018 году предполагается ввести в первую сотню мировых рейтингов два наших вуза. Вообще говоря, ещё осенью Минобразования и Дмитрий Медведев говорили о пяти вузах в первой сотне рейтингов, но на это даже у разработчиков Дорожной карты оптимизма не хватает. - На мой взгляд, реальные шансы оказаться в первой сотне есть только у двух вузов: у МГУ который сейчас на 201-м месте, и у МИФИ, он на 250-м, - считает Ирина Абанкина.
Впрочем, и это ещё бабушка надвое сказала. В рейтинги волевым чиновничьим решением не попадешь. Это вам не преподавателей сократить...

Источник/Автор: Никита АРОНОВ
Просмотров: 707


Уважаемые читатели!

Перед Вами сайт одного из самых популярных еженедельников юга Кузбасса.
«Кругозор в Кузбассе» - независимое общественно-политическое издание, с дипломом Всероссийского конкурса союза журналистов.
Газета выходит в свет свыше 20 лет и хорошо зарекомендовала себя у большого круга читателей, являясь сегодня...»»»
 
Рубрики
Прямая речь
Скандал в благородном семействе
Публикации
Как вас обслуживают
Отовсюду обо всём
Час пик
Особый случай
Чужой карман
Загадки истории
Факты, гипотезы, сенсации
Осторожно: лохотрон!
По ту сторону
Вопрос-ответ
Актуальное интервью
Взгляд за и против
Продолжение темы
Не хлебом единым
Особое мнение
Курьёзно о серьёзном
Читатель "Кругозора"
Два письма на одну тему
Читатель ставит проблему
Сердитое письмо
Житейские истории
Страна советов
Очевидное - невероятное
Факт и комментарий
Анатомия конфликта
Наука выживания
Точка зрения
Тема из конверта
Палата №6
Закон есть закон
Рецепты из конверта
В кабинетах власти
Эхо трагедии
Адреса коррупции
Среда обитания
Суд да дело
Криминал
Происшествие
Проверка слуха
Хроника Кузбасса
Экономика капитализма
Актуально!
Их нравы
В тисках кризиса
Совершенно конкретно

города Новокузнецк, Кемерово ООО «Кругозор плюс » © 1989-2018